Операционная система для персонального компьютера

«Железо» — всего лишь «плоть» компьютера. А его дух, двигатель — это программное обеспечение, которое, собственно, и заставляет процессорное сердце компьютера биться с чудовищной скоростью, гоня по железным «венам» цифровую кровь.

Но и сами программы довольно беспомощны — всем им нужен некий посредник, который позволял бы работать с компьютерным железом. Как именно происходит взаимодействие между человеком и компьютером?

Сколько бы ни было в компьютере программ, всем им необходима единая ПЛАТФОРМА. Единый, общий язык, на котором они смогут общаться с компьютерным «железом» с одной стороны и с пользователем — с другой. Помошник, который снимет с их плеч решение самых распространенных проблем.

Первые программы не собирались из готовых блоков, как сегодня, а писались с нуля на языке «родных» для данного компьютера машинных кодов. И это было закономерно, потому что первые компьютеры были «вещью в себе», несовместимой с другими умными машинами. Лишь в конце пятидесятых годов, когда компьютеры пошли в серийное производство, а их количество исчислялось уже не десятками, а тысячами, появились первые универсальные средства общения человека и машины — языки программирования. Сначала — «низкие» вроде ассемблера, доступные лишь немногим кудесникам от программирования, ну а потом...

Потом, в середине 70-х, на арену вышел Basic, язык стандартных текстовых команд, работать с которым могли даже школьники. И школьники свой шанс не упустили — во всяком случае, два недоучившихся студента Билл Гейтс и Пол Аллен вошли в историю именно благодаря написанному (а главное, проданному) ими на Basic варианту для компьютеров Альтаир. Из этого семечка и проклюнулись позднее настоящие операционные системы — программы-посредники, программы-управляющие.

...Мы часто говорим — «я работаю с Windows», но слабо представляем себе, что это значит. Ведь сама операционная система (или, более фамильярно, просто ОС) — это своего рода буфер-передатчик между компьютерным «железом» и остальными программами. ОС принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и «переводит» их на понятный машине язык. ОС управляет всеми подключенными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам. Наконец, ОС — обеспечивает человеку-пользователю удобство работы с компьютером.

Каждая ОС состоит как минимум из пяти обязательных частей.

  • Первая — «переводчик» с программного языка на «железный», язык машинных кодов.
  • Вторая — специализированные программки для управления различными устройствами, входящими в состав компьютера. Такие программки называются управляющими. Благодаря им операционная система узнает самую короткую дорогу к «сердцу» каждого устройства и получает в свои руки «пульт управления» всеми их функциями и способностями.
  • Третья часть — интерфейсы, специальные модули для выполнения стандартных процедур и функций, с которыми взаимодействуют прикладные программы. Таких библиотек в Windows очень много, а некоторые из них входят в своего рода «творческие союзы», помогая друг другу в выполнении тех или иных задач. Самый яркий пример — DirectX, комплект инструментов для работы со звуком, видео и другими мультимедийными ресурсами. Игры, музыкальные и видеопроигрыватели — все они используют DirectX, который берет на себя часть их работы. И это очень удобно — иначе производителям каждой программы пришлось бы писать «с нуля» все модули для решения самых простых задач.
  • Четвертая часть — «база данных», в которую система вносит сведения обо всех своих настройках, об установленных программах и многом другом. Ведь невозможно хранить такие данные в теле самих программ — для этого пришлось бы бесконечно вмешиваться в их код, что, согласитесь, просто недопустимо. В эпоху DOS каждая программа вела свое собственное «досье», сохраняя всю необходимую информацию в своих конфигурационных файлах. Windows решила проблему иначе, великодушно выделив всем программам единый «склад» для хранения настроек — системный реестр. В реестре хранится и вся информация, необходимая для работы самой Windows.
  • Пятая часть — удобная оболочка, с которой общается пользователь — . Своего рода красивая обертка, в которую упаковано скучное и неинтересное для пользователя ядро. Сравнение с упаковкой удачно еще и потому, что именно на нее обращают внимание при выборе операционной системы, — о ядре же, главной части ОС, вспоминают уже потом.

Сегодня графический интерфейс — неизменный атрибут любой операционной системы. Однако «операционки» первых поколений имели не графический, а текстовый интерфейс, то есть команды компьютеру отдавались не щелчком мышки по рисунку-пиктограмме, а с помощью введения команд с клавиатуры. А сама Windows первоначально была не полноценной операционной системой, а всего лишь «графической надстройкой» над ядром DOS, и в возраст «совершеннолетия» вступила лишь десять лет назад!

Конечно, операционных систем в мире много — и Windows далеко не самая лучшая из них. Mac OS, операционная система для компьютеров Apple, устроена куда проще и понятнее для пользователей. А многочисленные ОС семейства Linux обладают куда большей стабильностью, надежностью и гибкостью в настройке, да и стоят в десятки раз меньше... Так что, теоретически, выбор у вас есть.

Но, вероятнее всего, вы решите остановиться на одной из версий Windows — ибо при всех ее недостатках она уже давно превратилась в признанный стандарт. И что бы ни говорили о Windows скептики, а сегодня лучшей системы для дома просто не придумано.

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАЦИИ MICROSOFT

История стремительного восхождения к славе корпорации Microsoft хорошо известна: в начале восьмидесятых годов прошлого века компании Билла Гейтса удалось заключить контракт на разработку операционной системы для компьютера IBM PC. C огромным опозданием оценив перспективы рынка персональных компьютеров, "Голубой Гигант" IBM намеревался полностью захватить его с помощью своего нового ПК...

С «железом» все было ясно, нерешенным оставался лишь вопрос с программным обеспечением... Ирония судьбы: о компании Microsoft и IBM узнали только благодаря нечаянной помощи. их главного антагониста — Apple! При подготовке проекта IBM PC его авторы брали за образец, конечно же, Apple II — самый популярный компьютер той эпохи.

...Заполучив желанный контракт и отойдя от офиса IBM буквально пару шагов, Гейтс и Аллен тут же прикупили уже готовую ОС у компании Seattle Computer Product. Созданная ими программа 86-DOS была практически полностью скопирована с CP\M, что устраивало и IBM, и Гейтса. Последнему оставалось только быстренько поставить на покупке свой фирменный знак, наскоро адаптировать ее для IBM PC — и запустить в серию!

Так родилась MS-DOS, самая популярная операционная система для ПК "первого поколения", просуществовавшая почти двадцать лет (последняя версия DOS вышла в 2000 году). Впрочем, черный экран DOS вы можете увидеть и сегодня в любой версии Windows — для этого достаточно зайти в меню Пуск, щелкнуть по команде Выполнить и набрать в строчке команду cmd.

Превратив DOS в стандарт де-факто для IBM-совместимых компьютеров, Microsoft какое-то время спокойно стригла купоны и исправляла ошибки (благо их в продуктах компании всегда хватало). Однако качественных улучшений в DOS было немного — она попрежнему оставалась однозадачной ОС без малейшего намека на графический интерфейс. Команды компьютеру отдавались не щелчком мышки по рисунку-пиктограмме, а с помощью клавиатуры.

Например, сегодня для запуска программы редактирования текстов Microsoft Word достаточно щелкнуть по значку этой программы на Рабочем столе Windows. А раньше, при работе в ОС предыдущего поколения — DOS, необходимо было вводить команду типа

C:\WORD\word.exe c:\doc\mybook.doc

В скором времени пользователям надоел черный экран, однозадачный режим и текстовый «Интерфейс» — тем более, что компания Apple уже давно предложила альтернативу в виде графической операционной системы Mac OS. Собственно, именно с нее и была скопирована первая версия Windows, которая была, правда, не полноценной операционной системой, а всего лишь оболочкой для DOS.

Первые версии Windows не пользовались сколь-нибудь заметным успехом. Даже пригревшая команду Билла Гейтса IBM новинкой не заинтересовалась — зато Microsoft пригласили поучаствовать в работе над операционной системой OS/2. Эта графическая ОС, в отличие от Windows, являла собой НАСТОЯЩУЮ операционную систему. Характерно, что сам Гейтс еще в течение шести лет (!) колебался между этими двумя продуктами — лишь в начале 90-х годов выбор был сделан. Отныне компания сделала ставку только на Windows, бросив уже вполне доведенную до ума и конкурентоспособную OS/2 на произвол судьбы.

Первыми удачными версиями Windows считаются 3.1 и 3.11 (с поддержкой сетевого режима), увидевшие свет в 1992—1993 гг. Однако впервые Windows приблизилась к своему нынешнему облику лишь через два года, с выходом по-настоящему революционной системы Windows 95. Именно в ней впервые был сделан решительный шаг по превращению оболочки в полноценную операционную систему, хотя ядром по-прежнему служила старая добрая DOS.

Прощание с ней затянулось на пять лет — лишь в 1999 году на свет появилась Windows ME (Millennium Edition), режим DOS в которой был искусственно заблокирован. Впрочем, еще в 1993 году Microsoft начала работу над новой линейкой ОС, построенных на принципиально новом ядре. Ее основателем стала операционная система Windows NT, рассчитанная на профессионалов и корпоративных пользователей. Несмотря на то, что интерфейс NT не слишком отличался от других версий Windows, устроена она была совершенно иначе — с большим упором на стабильность, надежность и меньшим — на развлекательную сферу. Для новой ОС была даже разработана новая защищенная файловая система NTFS (NT File System), работать с которой версии Windows массовой линейки до поры до времени не могли.

Оба варианта Windows развивались параллельно вплоть до конца столетия. Однако после выхода в свет «народной» Windows ME и «профессиональной» Windows 2000 Microsoft объявила об окончательном отказе от «линии DOS».

В двадцать первый век человечество должно было войти уже с новой системой, объединившей достоинства обоих своих родителей... Windows XP. Этой операционной системе уже довольно много лет — возраст по программным меркам рекордный. Но до сих пор выглядит она весьма пристойно — от интерфейса, правда, уже попахивает каменным веком, зато надежность и стабильность работы у XP остается на недосягаемой для других ОС от Microsoft высоте.

В итоге эта операционка вышла настолько удачной, что, по мнению разработчиков, сильно задержалась на рынке. Ожидалось, что в после появления Vista отработавшую свое XP спишут в утиль... Но не тут-то было! Несмотря на то, что Microsoft «отпела» свое детище еще в 2007 году, и сегодня опытные юзеры первым делам сносят с ноутбука Vista, а потом ставят туда XP. На нетбуках же у нее и вовсе нет конкурентов.

Что ж, чем хороша XP, мы уже поняли. Стабильная, отлаженная, быстрая и не слишком требовательная к ресурсам: для того чтобы сделать ее счастливой, вполне хватает 1 Гб оперативной памяти! Поэтому для ноутбуков начального уровня системы лучше пока что не придумано — другой вопрос, сможете ли вы найти необходимые драйверы для новых моделей... Словом, если продавец предлагает вам нетбук с Windows XP, не стоит презрительно морщить нос: избавившись от некоторых не слишком нужных «украшалочек», вы изрядно выиграете в производительности. При оперативной памяти до 2 Гб работать с XP будет гораздо комфортнее. А вот стоит ли ставить XP на новые модели — вопрос неоднозначный. Можно, конечно, попробовать, но нет никакой гарантии, что все «железо» опознается и будет работать без сучка и задоринки. Обычно объявляют забастовку вебкамеры и модули беспроводной связи, для которых просто нет драйверов под «старые» системы.

Ну а главный недостаток XP — эта система плохо приспособлена для работы с многоядерными процессорами и новыми стандартами трехмерной графики в играх. То есть новую видеоплату по XP поставить можно, и система ее опознает — но вот использовать все ее возможности будет не в состоянии.

Windows Vista. Ее называют самым большим провалом Microsoft, а в лучшем случае — «генеральной репетицией» перед выходом Windows 7 Правда, в театре никому не придет в голову выдавать репетицию за настоящий спектакль и уж тем более — драть со зрителей полную стоимость билета...

А сегодня, с выходом Windows 7, короткая и неудач¬ная жизнь Vista, похоже, и впрямь подошла к логическому концу. А ведь все начиналось очень даже здорово, и полезных новаций в Vista было не перечесть: встроенный поиск, почти «трехмерный» интерфейс A ero с красивенькими обоями, и неплохие защитные механизмы. Все было. Вот только реализовали все эти вкусности не слишком удачно. Взять хотя бы системные требования — по сравнению с XP они возрасли минимум вдвое, но даже на компьютерах с 2 Гб памяти Vista ухитрялась безбожно тормозить.. Недаром шутят, что Vista разрабатывали эстонские программисты!. А встроенная система защиты (User Account Control) превращает в утомительный экзамен даже такие рутинные операции, как загрузка и установка программ. Конечно, все это сделано с благой целью... только труды программистов оказались напрасны, ибо большинство пользователей отключают UAC сразу же после первой загрузки системы.

Конечно, большую часть ошибок и дыр Microsoft залатала: после выхода в 2009 году пакета исправлений Service Pack 2 Vista превратилась наконец во что-то более-менее пристойное. И все-таки никакого стимула устанавливать ее на компьютеры сегодня нет.

Windows 7. После того, как вместо блина под названием Windows Vista получился пухлый, нахальный и совершенно несъедобный колобок, Microsoft пришлось серьезно скорректировать свои планы на будущее. А ведь все вроде было намечено и расписано на годы вперед: Vista должна была обеспечить разработчикам кусок хлеба с запрещенной в России черной икрой года так до 2010—2012, после чего «майка лидера» должна была перейти к новому проекту — Vienna.

«Низкий старт» Vista спутал все карты: разработчиков срочно выдернули из незаслуженного отпуска и приказали работать в режиме «аврал плюс» над новой операционкой. И чтобы на сей раз без халтуры! Первая бета-версия Windows 7 была явлена публике еще в начале 2009 года — и оказалась на удивление добротной. Никаких революционных изменений в систему внесено не было — ну не считать же таковым обновленную. Панель Задач, модифицированный «сетевой центр» и горстку новых значков! Да, появилась поддержка экранного управления «мультитач», но широкого распространения она так и не получила — во всяком случае, пока.

Вопреки устоявшемуся мнению, аппетиты новой ОС не стали скромнее: для комфортной работы «семерке» по-прежнему требует не менее 2 Гб оперативной памяти и двухядерный процессор — другое дело, распоряжается этим хозяйством система куда более грамотно.

В общем, сохранив все полезные находки Vista, «семерка» избавилось от множества ее недостатков — и уже за одно это истомленные пользователи уже готовы поднять ее на щит..Так что если вам предложат ноутбук под управлением «семерки» — смело отдавайте ему предпочтение перед конкурентами.

Home Premium (Домашняя Расширенная).

Расширенная (а точнее сказать — полноценная) домашняя версия, включающая дополнительные функции Медиа-Центр Windows (поддержка телевидения высокой четкости — HDTV, запись телепрограмм и создание DVD), Фотоальбом, Родительский контроль и — наконец-то! — трехмерный интерфейс Aero! Цена — около 250 долларов за «коробочную» версию, и около 70-80 — за ноутбучную.

Для домашних пользователей эта версия Windows 7 - самая удобная и выгодная. Во многом еще и потому, что наряду с обычной версией этой операционки, предназначенной для установки на один компьютер, Microsoft предлагает еще и так называемый Family Pack с лицензией на три компьютера! А это значит, что приобретя всего один дистрибутив за относительно небольшую сумму в 150 долларов, вы сможете оснастить лицензионной "виндой" все компьютер в квартире. Правда, будет ли эта программа действовать в России, пока неизвестно.

Ultimate (Макссимальная).

Для самых продвинутых и требовательных индивидуальных пользователей. Сочетает преимущества домашней и бизнес-версии, а также содержит новые модули типа программы для шифрования жесткого диска (BitLocker). Кроме того, для Ultimate выпущены невероятно бесполезные программы-дополнения Extras — например, анимированные обои Dreamscene и несколько игр. Цена — 350—400 долларов, а к стоимости ноутбука она прибавит около 120-150.

Для корпоративных пользователей предназначены версии Professional и Enterprise.

Любую их этих версий можно установить с DVD с «дистрибутивом» Windows: установочный комплект операционной системы универсален. Правда, заполучить Максимальную версию по цене Домашней не получится: сразу после установки Windows потребует ключ, а он-то для каждой версии свой.

Каждая версия существует еще в двух модификациях — 32 и 64-битной. На современный ноутбук с процессором AMD x2 или Intel Core2Duo можно ставить любую версию (эти процессоры поддерживают оба режима). Принципиальная разница лишь в объеме поддерживаемой памяти: если в системе более 2 Гб оперативки — ставьте 64-разрядную версию. Теоретически 32-битная Vista способна поддерживать до 4 Гб оперативной памяти, однако на деле проблемы начинаются уже при вдвое меньшем объеме.

Хотя и у 64-битной системы есть свои недостатки: она сильнее нагружает процессор, требует больше памяти, к тому же имеются проблемы с драйверами, в особенности для старого «железа» — найти драйвер для 32-разрядной версии гораздо проще. Да и многие программы работать с 64-разрядной Vista отказываются наотрез. Так что на системе с 2-3 гигабайтами оперативной памяти ставить «64-битку» нет никакого смысла. Да и с 4 Гб «оперативки» стоит лишний раз подумать, что для вас важнее — лишние 500 Мб памяти или скорость работы?

Ну и напоследок скажем пару слов о системных требованиях (РЕАЛЬНЫХ, позволяющих работать в операционке по-настоящему комфортно). Для работы с Windows 7 ОБЯЗАТЕЛЕН как минимум двухядерный процессор с частотой 2 ГГц, не менее 2 Гб оперативной памяти и 17 Гб на жестком диске (без учета дополнительных программ). Кроме того, настоятельно рекомендуется видеоплата с поддержкой DirectX10 — то есть любая, выпущенная в 2009 году. Оптимальные характеристики — процессор с частотой 3 ГГц, 4 Гб оперативной памяти.

«ПРАВИЛЬНАЯ» ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Несмотря на растущие из года в год аппетиты семейства Windows, мир еще далеко не полностью принадлежит операционной системе с фирменным знаком «летящего окна». ОС-конкурентов существует совсем не так мало, как это кажется пользователям... и как бы этого хотелось самой Microsoft.

Здесь мы коротко опишем лишь самые известные из альтернативных операционных систем для персональных компьютеров. Прежде их было много, буквально десятки. Но в жестком поединке практически все они сошли со сцены: выжили и получили массовое распространение лишь многочисленные «операционки», ведущие свое происхождение от первой полноценной ОС — Unix, разработанной почти полвека назад для «больших» компьютеров.

Словом UNIX обозначается не одна операционная система (как ошибочно полагают многие новички), а целое семейство, первые представители которого появились задолго до того, как Билл Гейтс смог без запинки произнести слово «программирование». Уже в начале 60-х гг. существовало несколько UNIX-систем, созданных для своих компьютеров различными фирмами. Ирония судьбы: в конце 70-х гг. в разработке одной из них — Xenix — принимала участие никому не известная тогда фирма Microsoft... UNIX создавалась прежде всего для профессионалов, и потому никогда не содержала никаких «рюшечек» типа удобного графического интерфейса, да и о понятии «мультимедиа» тогда никто не слышал. Важно было другое:

  • Совместимость (программы, написанные под одну UNIX-систему, должны были работать и на другой).
  • Переносимость (UNIX можно было подстроить под любой компьютер).
  • Настраиваемость (каждый программист, работавший с UNIX-системой, мог вносить в нее свои исправления, адаптируя ее под конкретный компьютер).
  • Стабильность, стабильность и еще раз стабильность!

Вплоть до середины 90-х гг. «интересы» создателей Windows и UNIX лежали в различных плоскостях: многочисленные варианты UNIX обслуживали «большие» компьютеры и серверы, а Windows трудилась на «персоналках». И развивались эти ОС в совершенно разных направлениях. Как вдруг... Да-да, именно вдруг, и безо всякой видимой причины, оба семейства операционных систем одновременно начали заглядываться на владения друг друга. Момент, когда два гиганта, пыхтя и неуклюже переваливаясь, двинулись навстречу друг другу, угадать нетрудно — 1993 г. Именно в этом году Microsoft впервые решила посягнуть на «серверный» рынок, выпустив первую версию Windows NT, а вчерашний студент Линус Торвальдс создал домашнюю, свободно распространяемую операционную систему Linux на основе «портативной» модификации Minix. Вместе с ней родился и грандиозный проект движения GNU (GNU is Not UNIX) и концепции «открытых исходных текстов» (Open Source) — эти слова и сегодня начертаны на знамени сторонников «свободных программ». Кстати, помимо Linux от мощного древа UNIX отпочковался и целый ряд других «свободных» операционных систем — например, серверные ОС FreeBSD, NetBSD и OpenBSD, первая из которых (вот совпадение!) появилась на свет в том же 1993 г.

Linux — это давно уже не просто программа. Это — новый путь, альтернатива, культ, религия, стиль жизни (выберите нужный термин сами). И ее главное преимущество — даже не ставшая притчей во языцех стабильность, гибкость и универсальность. Достаточно того, что Linux — это операционная система, отличная от Windows. Неважно, связываете ли вы с ней надежды на новый, лучший мир свободного «софта» (хотя бесплатность Linux давным-давно превратилась из реальности в миф) или скептически усмехаетесь при одном ее упоминании. Ошибкой будет лишь одно — не учитывать самого факта существования альтернативной операционной системы, которая мало того что не совместима с Windows, но и построена на абсолютно отличных от продукции Microsoft принципах и идеалах.

«Созданная студентом операционная система Linux бросает вызов продуктам могущественной корпорации Microsoft, и ее популярность растет год от года!» — надрываются журналисты. Но это — лишь одна, внешняя сторона «феномена Торвальдса». Гораздо более интересно то, что и сам Линус Тор-вальдс «самой бесплатной в мире ОС» ухитрился сделать неплохую карьеру — и заработать-таки на своем творении неплохие деньги! Сам Торвальдс и не мечтал о том, чтобы перевернуть основы мироздания. Проблема, стоявшая перед 20-летним студентом Хельсинского университета, была гораздо скромнее: получить удобный и послушный инструмент для работы. Удобную и доступную операционную систему, которая, с одной стороны, предоставляла бы пользователю максимум возможностей для всевозможных «подстроек» и оптимизаций. А с другой стороны, была бы доступна по цене. Кандидата на роль «управляющего» для торвальдсовского компьютера было всего два — и оба, по мнению привередливого студента, не вполне соответствовали его ожиданиям.

Первым кандидатом была Windows — еще несовершенная, но уже тогда дружелюбная и удобная операционная система для домашних компьютеров. Работать с Windows, в отличие от ОС прошлого поколения, мог любой пользователь, даже имевший минимальный уровень подготовки! А самое главное — за четыре года операционная система от корпорации Microsoft уже успела обжить, как минимум, треть всех компьютеров в мире. Беда была лишь в том, что творческих амбиций продвинутых пользователей Windows отнюдь не поощряла — внести какие-либо существенные изменения в ее программный код было невозможно. К тому же устойчивость операционной системы явно оставляла желать лучшего.

Был, впрочем, еще и второй кандидат — операционная система UNIX, обладавшая целым рядом преимуществ по сравнению с творением Билла Гейтса. Эта проверенная временем ОС, созданная еще в 1969 г. Дэннисом Ритчи и Кеннетом Томпсоном, отличалась редкостной гибкостью и уживчивостью: для того, чтобы адаптировать UNIX к новой модели компьютера, было достаточно лишь слегка модифицировать ее, не трогая основное «ядро». Не менее ценным для Торвальдса было и то, что серверы его родного университета работали под управлением одной из версий UNIX («серверного» варианта Windows в те годы просто не существовало — проект Windows NT был закончен лишь четырьмя годами позже). Конечно, недостатки имелись и у UNIX: созданная специально для «больших» компьютеров, система была слишком громоздкой для маленьких «персоналок». К тому же коммерческая версия была Линусу явно не по карману...

К счастью, у UNIX, в отличие от Windows, имелось громадное количество модификаций: настраиваемость этой операционной системы позволяла практически каждому знакомому с ней программисту создать свой собственный вариант. Одним из таких «клонов» UNIX была «облегченная» версия под названием Minix. В отличие от своего «старшего брата» Minix отличалась значительно меньшими «аппетитами» и могла работать едва ли не на всех типах компьютеров — от больших серверов до маленьких домашних Amiga и Atari. Поскольку Minix была написана «с нуля», ее можно было безболезненно «разбирать на части», не боясь нарушить лицензионные соглашения. А главное — Minix была доступна любому желающему: комплект дискет с дистрибутивом этой программы прилагался к каждому экземпляру книги ее автора Эдди Танненбаума «Operating Systems: Design and Implementation» («Операционные системы: дизайн и реализация»).

Не стоит думать, что Линус Торвальдс был в то время единственным, кто смог оценить преимущества системы Танненбаума — с 1987 г. Minix была установлена уже на нескольких тысячах компьютеров. Примечательно другое — в отличие от своих коллег Линус не удовлетворился тем, что наконец нашел себе продукт по вкусу. Успех Танненбаума навел его на мысль, что трюк с созданием новой системы можно повторить! В самом деле — зачем «подкручивать» и отлаживать чужую программу, когда можно разработать свою? Как истинный северянин, Линус подошел к своей работе вдумчиво и ответственно, составив список требований, которым должна удовлетворять новая операционная система.

Взяв «на заметку» все удачные находки Minix, Линус решил довести их до совершенства: будущая ОС изначально задумывалась как компактная (занимавшая минимум места в оперативной памяти и на винче¬стере), многоплатформенная (то есть способная работать на компьютерах, относящихся к различным «семействам») и максимально гибкая. В отличие от «кота в мешке», предложенного Биллом Гейтсом, операционная система Торвальдса должна была предоставлять опытным пользователям возможность модификации любого участка кода — вплоть до его полного изменения. Пока что во всей этой затее не было ничего революционного — все перечисленные выше пункты были реализованы еще в Minix. Но и сам Линус воспринимал свою затею скорее как хобби. Правда, он тут же постарался извлечь из ситуации максимум пользы — «самодельный» вариант UNIX был заявлен Линусом в качестве дипломной работы, что давало ему возможность со спокойной совестью проводить за программированием все свободные вечера.

Работа продолжалась в течение всего 1991 г. — лишь осенью Линус продемонстрировал знакомым первый вариант новой операционной системы, без лишней скромности названной в честь своего создателя — Linux (официальная дата рождения этой ОС — 17 сентября 1991 г.). То, что вышло из-под программистского «пера» Торвальдса, еще не было готовой операционной системой — скорее, это был «скелет» будущей ОС, которому еще предстояло обрасти «плотью» оболочки и прочих «довесков». Но «скелет» этот был уже вполне работоспособным! Тут перед Линусом встала проблема — что делать дальше? На первый взгляд казалось, что вариантов развития событий два — либо Линус со спокойным сердцем отправляет свое детище в долгий ящик, найдя себе другое занятие, либо продолжает доводить свою ОС до ума с расчетом на то, что через два-три года он сможет превратить ее в полноценный коммерческий продукт. Оба варианта не сулили сколь-нибудь радужных перспектив: бросать было жалко, а «поднимать» проект новой операционной системы в одиночку не под силу даже увлеченному Торвальдсу. Организовывать же собственную фирму и нанимать сотрудников для доработки программы было и утопией, и безумством одновременно — рынок коммерческих операционных систем был давно поделен между крупными игроками, и места для миниатюрной Linux на этом ристалище уже явно не оставалось...

И вот тут-то Линус сделал совершенно неожиданный и нелогичный шаг, объявив, что будет распространять свою программу бесплатно! Причем в комплекте с полным набором исходных текстов, которые помогут программистам улучшать и совершенствовать Linux по своему вкусу. Тут необходимо сделать ремарку: принцип свободного распространения программ также не был «ноу-хау» Торвальдса. Еще за восемь лет до появления Linux его сформулировал другой энтузиаст — Ричард Столлмен, создатель движения в поддержку «свободного» программного обеспечения. В 1983 г., работая в Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института (MIT AI Lab). Столлмен пытался противостоять переводу компьютерного парка МТИ на коммерческие версии UNIX. Потерпев неудачу, Ричард начал «крестовый поход» в защиту свободы программ, сформулировав постулаты своего движения в «Манифесте проекта GNU (GNU is Not UNIX)». «Свобода ПО означает право пользователя свободно запускать, копировать, распространять, изучать, изменять и улучшать его...

Существуют четыре разновидности свободы пользователей программы: свобода запускать программу в любых целях (свобода 0). Свобода изучения работы программы и адаптация ее к вашим нуждам (свобода 1). Свобода распространять копии, так что вы можете помочь вашему товарищу (свобода 2). Свобода улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так что все общество выиграет от этого (свобода 3). Доступ к исходным текстам является необходимым условием». Казалось, Линус поступил в полном соответствии с «постулатами Столлме-на», отдав свой проект на откуп всем желающим — сторонников GNU могло удивить лишь то, что в «свободный оборот» впервые была пущена не малень¬кая программа, а целая операционная система!

В отличие от создателя Minix, Торвальдс отказался даже от символического вознаграждения (в размере стоимости книги). Сначала поступок Линуса был воспринят исключительно как юношеский максимализм — не более того. Благодарные пользователи жадно схватили протянутые им дары — и, вознеся хвалу щедрому Торвальдсу (и в глубине души подивившись его непрактичности), принялись играться с Linux, как с конструктором «Лего». Ведь эта программа специально была создана для того, чтобы ее можно было разбирать на части — и снова собирать, в соответствии с собственными вкусами и потребностями! Но то, что поначалу казалось бездумной щедростью, на деле было очень удачным ходом...

Линус получил в свое распоряжение армию бесплатных «бета-тестеров», программистов и генераторов идей. Публично «освободив» птичку-Linux (эмблемой Linux является веселый и очень дружелюбный пингвин) и дав ей вспорхнуть в небеса, Торвальдс позаботился о том, чтобы к ее лапке была привязана невидимая, но прочная нить. Ведь хотя номинально вносить изменения в Linux мог каждый, доводку главной части операционной системы — «ядра» Линус оставил за собой! Код его был открыт для всех желающих, и любой программист мог прислать Линусу свои замечания и предложения по доработке. Однако решающее слово неизменно оставалось за Торвальдсом: именно он принимал решения о внесении той или иной модификации в ядро и воплощал в жизнь все удачные находки своих последователей.

Так продолжается и сегодня — все многочисленные версии и модификации Linux (а их существует уже несколько десятков) базируются на одном и том же ядре. Если выбор принципов «Манифеста GNU» обеспечил успех и долгую жизнь проекту Linux (на который теперь работали тысячи энтузиастов во всех уголках мира), то небольшое и почти невидимое отступление от них обеспечило будущее самого Линуса — в отличие от многих его менее удачливых коллег.

Понятно, что заработать миллиарды на Linux Торвальдс не мог. Но он сумел грамотно использовать те возможности, которые давало ему положение Отца Основателя и Главного Авторитета по «самой бесплатной в мире операцион¬ной системе». На протяжении десяти лет Линус, превратившийся в живую легенду, имел возможность неплохо зарабатывать на консультациях и лекциях. Успех Linux привлек внимание к Торвальдсу как к программисту — он сменил заснеженную Финляндию на солнечную Калифорнию и получил весьма выгодную работу в корпорации Transmeta. А в 2001 г. образовался новый источник дохода — подобно всем американским знаменитостям, Линус выпустил книгу о своей жизни с весьма лукавым названием — «Только для забавы»...

Сегодня Линус Торвальдс по-прежнему курирует работу над самой главной частью Linux — ядром операционной системы: только он имеет право одобрить те или иные изменения, кардинально влияющие на функциональность системы. Остальную же работу по совершенствованию Linux делают миллионы поклонников этой ОС, со временем превратившейся из рабочего инструмента в символ нового образа жизни, отличного от навязанного Биллом Гейтсом и его компанией.

Разумеется, во всем этом великолепии есть не одни только «плюсы». До недавнего времени для того, чтобы работать с Linux, нужно было как минимум разбираться в программировании. А в идеале — переписывать ядро ОС для своей машины и собственноручно ваять нужные драйверы. К тому же на фоне ярких Windows и Mac OS «операционка» Linux выглядел серенькой мышкой — все просто, скромно и... бесцветно. Поэтому единственной областью, где Linux была реально востребована, оставались сети. Особенно полюбили эту ОС интернетчики — до сих пор большая часть веб-серверов Интернета работает именно под управлением Linux. Да и в локальных сетях крупных компаний Linux неплохо справлялся с ролью администратора. Положение коренным образом изменилось после появления удобных оболочек, весьма успешно «раскрасивших» этого прыткого, но серенького воробушка. Сочетание привычного Рабочего стола и иконок Windows и мощи ядра Linux сразу же привлекло внимание разработчиков и пользователей: только за два последних года для Linux было написано больше программ, чем за все предыдущие! Окончательным знаком расположения к Linux со стороны программной индустрии стало решение некоторых крупных производителей игр выпустить Linux-версии своих «бестселлеров»...

В середине 90-х годов Linux начал завоевывать «домашний» рынок, став прямым конкурентом Windows, для этого производителям пришлось отчасти отказаться от принципа «сделай все сам» и перейти на выпуск готовых дистрибутивов.

Теперь установить Linux на компьютер стало также просто, как и Windows: инсталляция и настройка проходит в полностью автоматическом режиме, а вместе с операционной системой пользователь получал комплект прикладных программ и утилит.

Впрочем, мифы о Linux, как о «самосборной» системе для особо «рукастых» программистов уже не актуальны: современные дистрибутивы позволяют вообще не прибегать к режиму текстовых команд, без которых еще пять лет назад жизнь «линуксоида» была просто немыслима. Автоматическая настройка и обновление через Интернет, трехмерный Рабочий стол — для пользователей Linux это сегодня вполне обычное явление.

Появление первых готовых дистрибутивов относят к 1992 г. — именно тогда был создан знаменитый установочный комплект MCC Interim Linux. Через три-четыре года поклонники Linux могли выбрать уже из доброго десятка различных дистрибутивов, самыми известными из которых были Red Hat, Mandrake (позднее — Mandriva), Debian, Fedora Core и Slackware.

Новые дистрибутивы появляются до сих пор — так в 2004 г., в моду вошел дистрибутив Ubuntu, созданный в Южной Америке. Стандартом же корпоративного Linux до сих пор остается созданный еще пятнадцать лет назад дистрибутив SUSE (кстати, эта компания даже ухитрилась вступить в альянс с Microsoft, а цена на их вариант Linux практически не отличается от Windows). Все эти наборы локализованы, так что российские пользователи сразу же могут получить в свое распоряжение полностью русскоязычную среду.

А осенью 2009 году «линуксоиды» заполучили в свою команду нового игрока поистине бронебойной мощности. Новую операционную систему представил Google, а основана ChromeOS была, конечно же, на ядре Linux. Впрочем, у Google как всегда получилось что-то свое: ну кто сейчас помнит, что браузер Chrome во многом создан на наработках того же Firefox, теперь перепутать эти два браузера даже слепой не сможет... Тем более что полноценной ОС эту разработку пока еще назвать нельзя: она ориентирована в основном на работу с сетевыми приложениями, устанавливать же ее будут прежде всего на недорогие нетбуки.

Если по части внешнего вида, стабильности и удобства Linux, как минимум, не уступает Windows, то по набору стандартных программ превосходит ее многократно: даже в самом простом дистрибутиве вы найдете СОТНИ дополнитель¬ных программ, включая офисный комплект OpenOffice, несколько вариантов оболочек (GNOME и KDE), графический редактор GIMP — и громадное количество других программ, игр и утилит! Кроме того, вы можете запускать и любые программы для Windows через специальный эмулятор Wine.

Покупая коммерческий дистрибутив Linux за 50—60 долларов, вы на самом деле приобретаете не операционную систему, а полный комплект необходимых вам программ (включая коммерческие). Сравните с 400-долларовой Windows Vista, даже минимальный набор программ для которой может потянуть на пару тысяч долларов! Неудивительно, что в 2002 г. корпорация Microsoft официально признала Linux конкурентом Windows (до сей поры в корпорации пропагандировалось снисходительное пренебрежение к «самоделке»).

В России пока что эпидемии Linux не ожидается — благодаря «пиратам» экономический фактор играет не столь большую роль, как в «цивилизован¬ных» странах. А потому, покуда на наших прилавках не переведутся трехдолларовые сборники программ для Windows, у Microsoft еще есть шанс сохранить за собой столь важный для нее рынок. И, видимо, в корпорации это отлично понимают — иначе как объяснить тот факт, что до сих пор с пиратством в нашей стране борются на удивление мягко? Еще бы — стоит российским властям «закрутить гайки», как массовый переход на Linux будет неизбежен, несмотря на все присущие этой системе недостатки. А недостатки все же имеются...

Даже при наличии удобных «оболочек» типа KDE и GNOME, благодаря которым новые версии Linux (например, Mandriva или Ubuntu) выглядят даже круче модной Windows 7, пользователю-новичку придется столкнуться со множеством проблем при настройке как самой ОС, так и программ для нее. Одно время в Linux было практически невозможно даже воспроизвести обычный MP3-файл: поддержка «проприетарных» форматов была неприемлема для сторонников Open Source. Сегодня с видео и аудио в Linux никаких проблем нет, а вот игр для этой операционной системы куда меньше, чем для Windows. Не забудем и о прикладных программах: найти действительно профессиональный пакет для работы с видео, звуком или трехмерной графикой для Linux не так-то просто. Легче всего дело обстоит с фотографией: для Linux создан отличный (и бесплатный) графический редактор GIMP. Однако и он не дотягивает до звания по-настоящему профессионального продукта — да и много ли вы видели дизайнеров, работающих в Linux?

(C) compuhome.ru